Бегство от Фиделя Кастро

Продолжение истории семьи Бакарди (начало по ссылке здесь)

***

Сквозь ночную мглу, повисшую над побережьем, с трудом было различить несколько крепких фигур, переносивших ящики из двух грузовых автомобилей в рыбацкие лодки прямо на песочном пляже. Чуть поодаль в море качалась небольшая шхуна, которую держали непростительно близко от берега, рискуя посадить на мель, но иначе никак – все причалы Гаваны контролировались революционерами.

К пляжу подъехал никелированный Понтиак, из которого вышло три человека, один – низкого роста, по всей видимости ребенок.

— Мануэль! – донесся голос женщины. Как же мы справимся? Ведь мы никогда не управляли лодкой! До Багамских островов 500 миль!

— Не волнуйся! – ответил взволнованным голосом Мануэль Хорхе Кутильяс, главный инженер завода по производству рома и праправнук Факундо Бакарди. «Мы справимся!» — неубедительно произнес он, совсем не внушив доверия жене.

Мануэль торопливо выгрузил из багажника несколько сумок, и семья села в лодку. Группа работников оттолкнула лодку от берега, и она исчезла в темноте…

 

… За три часа до этого Мануэль находился в лаборатории завода. Помощник сообщил о телефонном звонке из Сантьяго-де-Куба. Мануэль подошел к телефону, поднял трубку. По меняющемуся выражению лица стало ясно – Бакарди просчитались. В этот день, 14 октября 1960 года Кастро издал указ о принудительной экспроприации имущества частных предприятий Кубы. Он знал, что его точно не выпустят из страны. Все активы будут конфискованы. Чтобы понять его удивление и испуг, достаточно вспомнить, что за год до этого повстанцами был издан указ, согласно которому объекты Бакарди оставались неприкосновенными. Главный исполнительный директор империи Хосе Бош даже сопровождал Кастро в его первую поездку в США после захвата власти в 1959 году.

Мануэль был маэстро рома - один из восьми членов семьи, знающих секретный рецепт, и прекрасно знал, что нужно делать. И делать без промедления. Он приказал принести керосин, вернулся в лабораторию и открыл потайной вход в холодильную камеру. Именно здесь хранилась специальная дрожжевая смесь, созданная основателем компании Факундо Бакарди совместно с Леоном Бутелье, секрет которой был известен только доверенным членам семьи. Он знал, что в Мексике и Пуэрто-Рико есть еще. У семьи Бакарди было еще две винокурни за пределами Кубы: в Пуэрто-Рико (открыта в 1936 г.) и в Мексике (1931 г.).

Кастро совершил промах. Владея мощностями, он тем не менее не смог производить ром под именем Бакарди. Семья Бакарди, пройдя через судебные тяжбы, сумела сохранить свой международный бренд. Завод на Кубе продолжал работать и производить ром, но без оригинального рецепта и дрожжей Бакарди.

«Мы даже не думали о регистрации товарного знака Bacardi, поэтому потеряли его», - сказал Кастро много лет спустя.

 

Мария Восканян / Гид в Сиджесе

8 мая 2021